passion.ru
Опубликовано 06 июня 2008, 00:02

Музыка страстей (Фредерик Шопен)

   Великий композитор позапрошлого века, который окунался в страсти с головой - была ли это страсть к музыке или к женщине. Он творил, влекомый чувством, каждую свою ноту посвящая счастливой избраннице. Даже безответные чувства выливались в волшебные мелодии. На Passion.ru - рассказ о гении, который дышал музыкой и любовью.
Музыка страстей (Фредерик Шопен)

   Великий композитор позапрошлого века, который окунался в страсти с головой - была ли это страсть к музыке или к женщине. Он творил, влекомый чувством, каждую свою ноту посвящая счастливой избраннице. Даже безответные чувства выливались в волшебные мелодии. На Passion.ru - рассказ о гении, который дышал музыкой и любовью.

…Выдающийся польский композитор и пианист Фредерик Шопен испытал и радость и горе, выстраивая свои отношения с женщинами.

В то же время именно они высоко ценили его творчество, преклонялись перед талантом гения.

Шопен принадлежал к разряду творческих неординарных личностей, которым на роду было написано быть женским баловнем и связанным с ними неразрывными узами.

Да, внешность и характер великого музыканта некоторым образом напоминали женские черты - он был тонким, чувственным, нежным, поэтическим.

Любовные страдания поощряли его на написание музыкальных шедевров. Мазурки, вальсы, полонезы, этюды Шопена были наполнены глубокими переживаниями и искренностью чувств.

Мягкость характера композитор унаследовал от матери-польки, а от отца-француза, наверное, - обожание представительниц прекрасного пола.

У него было три сестры, которые отличались весьма высоким умственным развитием, - старшая и средняя, например, успешно занимались литературой.

Ещё в детском возрасте женщины имели большое влияние на Фредерика. Он стал их кумиром в девятилетнем возрасте: маленький гений блистал в варшавских салонах, удивляя публику своими музыкальными способностями.

Польские аристократки наперебой выражали гениальному мальчику свой восторг, в салонах он научился изящным манерам, очаровывая ими в дальнейшем женщин.

Констанция Гладковская

Констанция Гладковская

Весной 1829 года 19-летний Фредерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской.

Она стала одной из ярких звёздочек в созвездии женских имён, окружавших жизненный путь композитора. Состоялась встреча на концерте воспитанников Варшавской консерватории.

Высокая, стройная и темноволосая, с бархатным голосом девушка покорила сердце Фредерика.

Вначале он держался в тени от Констанции, которая обычно вращалась в обществе поклонников, однако страстная любовь к музыке сблизила молодого музыканта и певицу.

Увлечённый ею, Фредерик безразлично воспринимал знаки внимания со стороны других очаровательных девушек, которые окружали его во множестве.

Под впечатлением пылкого юношеского чувства молодой композитор сочинил одну из своих лучших песен - «Желание».

Юность Шопена пришлась на романтический ХIХ век, возраст и эпоха требовали от него сильных чувств, страсти, композитор талантливо выражал их в прекрасных музыкальных творениях.

Он много писал для придуманной идеальной женщины, которую любил со всей страстью молодого воображения.

Несмотря на молодость, его чувство к молодой певице было до того сильным, что он не представлял без неё своего будущего.

Когда Фредерику пришлось уехать в Вену, он постоянно думал о Констанции, в сочельник писал своему другу, как он часто целует кольцо, подаренное девушкой при прощании, и сочиняет музыку.

Откровенничая с приятелями, Шопен, однако, скрывал от родителей и сестёр свои чувства к любимой девушке. Почему он так поступал, неизвестно - возможно, опасался, что его выбор родные не одобрят.

Фредерик Шопен

Фредерик Шопен

Говорят, что солнце - и то медленно гаснет: в природе нет ничего вечного. Меняются и чувства, вернее, остывают.

Из Вены молодой композитор выехал в Париж в надежде заработать на женитьбу денег.

Несмотря на данные Констанции клятвы и обещания верной любви, Фредерик нарушил слово - однажды он не смог устоять перед чарами опытной и блестящей дамы Дельфины Потоцкой, менявшей любовников с лёгкостью.

После очаровательной польки случались небольшие интрижки и с другими красотками, не блиставшими целомудрием.

Вероятно, Констанции стали известны измены влюбчивого Фредерика, и она вышла замуж за Юзефа Грабовского - человека, далёкого от искусства.

Муж был противником публичных выступлений жены, и способная певица отказалась от оперной карьеры. В 30 лет она ослепла, а к концу своей долгой жизни (прожила почти 80 лет) решительно сожгла все письма от гениального тщедушного юноши, каким в пору их романа был Фредерик…

Его потрясла новость о замужестве Констанции, он мучился собственным бессилием, невозможностью изменить ситуацию. Ему казалось, будь у него много средств, сколько бы счастья ожидало их впереди!

Но вдруг случилась другая встреча. В Париже Шопен познакомился с молодыми братьями Воджинскими (Водзиньскими), принадлежавшими к знатной семье польских магнатов.

У них была сестра Мария, к которой композитор почувствовал сильное влечение, как когда-то к Констанции. Фредерик и сам не мог поверить в то, что любовь к ученице варшавской консерватории так скоро забудется, и появится равнодушие к законченному роману.

Мария Воджинская была моложе Шопена на девять лет. В детском возрасте она увлеклась рисованием и музыкой, хорошо знала литературу, владела иностранными языками, писала стихи, недурно пела.

Юная полька не была красавицей, но отличалась своеобразным очарованием. Шопен был покорён обаянием «маленькой Марыни».

Всё семейство знало о славе, окружавшей Шопена, и поощряло флирт девушки, не связывая себя никакими обязательствами. Влюбленный композитор пылких чувств не скрывал ни от кого, в них он признался даже близким.

Какое-то время Мария отвечала взаимностью, и Фредерик был счастлив. В эти месяцы он писал замечательные поэмы, ноктюрны и мазурки, любовь и тоска подсказывали ему темы, вдохновляли.

В Дрездене в сентябре 1835 года Шопен сделал формальное предложение Марии, благосклонно принятое её матерью, которая даже называла Фредерика сыном, но попросила держать в тайне помолвку с дочерью.

Восторженный Шопен, сияя от счастья, вернулся в Париж, а несколько месяцев спустя узнал, что его невеста предпочла ему сиятельного графа, за которого и вышла замуж.

С трудом перенесённая простуда тяжело отразилась на Шопене: он плохо выглядел, постоянно кашлял, одно время появились слухи о его преждевременной смерти.

Всё это случилось с ним до счастливого момента помолвки. Возможно, Воджинские решили, что неблагоразумно Марии связывать свою судьбу с человеком, которому грозит чахотка. Подробности разрыва неизвестны.

Впрочем, от чар умной дурнушки пострадал и другой польский гений - поэт Словацкий, ухаживания которого она также отвергла, причинив немало душевных страданий.

Великая искусительница,изменившая жизнь гения музыки

Жорж Санд

Жорж Санд

Второй удар оказался для Шопена роковым - измена не только разбила сердце композитора, но и подготовила встречу с Жорж Санд. Эта встреча стала гибельной для гения.

Он хотел своё горе заглушить, утопить отчаяние в любви к другой женщине, но попал "из огня в полымя".

Случилось это при скверной погоде, когда за окнами шёл дождь, а композитору взгрустнулось, захотелось развеяться, куда-то пойти.

Недолго думая, он отправился к знакомой графине, у которой в тот вечер намечалось собрание гостей. Поднимаясь по устланной коврами лестнице, Шопену показалось, что за ним движется… призрак, распространяя вокруг сильный запах фиалок.

В салоне графини он нашёл блестящее общество, присел в сторонке осмотреться среди гостей. Было очень поздно, когда остались только самые близкие друзья богатого дома. Шопен, несколько развеселившийся, уселся за фортепьяно и начал импровизировать.

Окончив играть музыкальную сказку, он оторвал от клавиш взгляд. Перед ним, опёршись на инструмент, стояла дама в неброских одеждах. От неё сильно веяло фиалками. «Она смотрела на него, как бы стараясь проникнуть тёмными огненными глазами в его душу».

Собираясь домой, Шопен вновь отыскал взглядом странную даму, - она подошла к нему вместе с Листом и стала рассыпаться в похвалах по поводу блестящей игры.

Шопен кое-что слышал о незнакомке, о том, что она известная писательница, имела много любовных связей, - словом, была необыкновенной женщиной.

Но, взглянув на неё, остался совершенно спокоен - пожирательница мужских сердец ему не понравилась.

Известно, что женщина побеждает не одной красотой. Нежный, хрупкий, с женственной душой, Шопен вдруг влюбляется в женщину, которая курит табак, носит мужской костюм, ведёт свободные разговоры и имеет за спиной свидетелей её вольной жизни.

«Она сумела окружить его материнской заботой, и в октябре 1837 года Шопен, беспомощный, словно малое дитя, спелёнатый по рукам и ногам, уже безраздельно принадлежал ей», - предполагает современник композитора Ф. Жюллиан.

Влюбленные отдохнули на Балеарских островах, а потом поселились в Париже. Они заняли две отдельные квартиры, на чём настоял старомодный композитор.

На его территории было тихо - приходили ученики и брали уроки у великого музыканта. В квартире писательницы было шумно - она проводила время в окружении старых и новых друзей: как правило, мужчин, которые вертелись вокруг неё плотным кольцом.

На глазах доверчивого Фредерика разыгрывались бурные объяснения даме в любви. «Она чудовище, - бормотал музыкант, - я её ненавижу, она меня убивает». Частенько композитор предпочитал общество детей Жорж Санд, с которыми затевал игры, придумывал шарады.

Он часто устраивал сцены ревности, но опытная в любовных делах дама находила, что сказать ревнивцу в ответ. Шопен, Шопенчик, Шопинетту - на разные лады она обращалась к своему молодому любовнику, совершенно не воспринимая всерьёз его отчаяние и непонимание.

Разрыв надвигался неотвратимо. Лето 1846 года было последним, которое они провели вместе в Ноане.

Когда у Шопена проявились первые признаки чахотки, писательница стала тяготиться им: как любить больного, хилого человека!? Она сама призналась ему в этом, конечно, смягчив причину своей жестокости, указав другие мотивы, ускорившие их расставание.

Жорж Санд поступила так, как когда-то проделала это с другим известным в творческом мире любовником, от которого не могла отвязаться. Писательница написала роман «Лукреция Флориани», в котором под вымышленными именами вывела себя и Шопена.

Его наделила всеми слабостями, возвеличив себя до небес. Бури, приступа бешенства не было - Шопен медлил с уходом. Он не мог с нею расстаться, не хотелось делать этого сразу после выхода романа, своим уходом подтвердив распространявшиеся в обществе слухи. Шопен думал, что можно вернуть невозвратное, но этого не случилось.

Через 10 лет после знакомства они расстались, а спустя год случайно встретились. Писательницу встреча поразила, она вспомнила свою жестокость и несправедливость, выразившиеся в строчках романа, ей захотелось помириться.

Полная раскаяния, она подошла к бывшему возлюбленному, протянула руку. «Красивое лицо Шопена покрылось бледностью. Он отшатнулся и вышел из зала, не промолвив ни слова…».

После разрыва с Ж. Санд нить, связывающая Шопена с женщинами, не оборвалась. На смертном одре судьба подарила ему неожиданную встречу с княгиней Марселиной Чарторыжской. Она ухаживала за больным Шопеном, была верной и заботливой сиделкой.

Графиня Дельфина Потоцкая, узнав о безнадёжном состоянии больного, также поспешила в Париж, пришла на квартиру композитора и напела, по его желанию, несколько трогательных песен.

Шотландка мисс Стирлинг, ученица и восторженная поклонница Шопена, после его смерти скупила всю обстановку обеих комнат, в которых жил великий музыкант, и отвезла в Лондон, где поместила в устроенном ею шопеновском музее.